На главную на главную       Контакты контакты
Вход | Регистрация
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
О Программе
О Программе
Конференции
Отзывы слушателей
СМИ о Программе
Истории успеха
Доска почета
Новости
Обучение
Обучающие площадки
Тьюторы
Курсы
Поддержка
Координатору
Тьютору
Слушателям
База проектов выпускников
Региональные практики
События
Календарь событий
Общепрограммные мероприятия
Конкурсы
Конкурс Make IT
Фабрика нужных проектов
 
 
facebook Education Galaxy Летописи Об Intel
Блог Программы
 
 
Система Orphus
Итоги дистанционного образовательного проекта «Я ищу затерянное время»
Тип события: Сетевая инициатива (Проекты, олимпиады, ...)
Обучающая площадка: Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Центр информационных технологий городского округа Тольятти
Организатор обучения: Герасимова Ирина Петровна
Дата начала: 21.10.2013
Дата окончания: 28.12.2013
Автор: Герасимова Ирина Петровна ( pimahina@gmail.com)
Уроки изучения поэтических произведений педагоги справедливо считают одними из самых сложных.

Во-первых, поэзия – субъективный по форме выражения род литературы, описывающий чувства, переживания лирического героя. В силу возрастных особенностей, отсутствия жизненного опыта многие школьники не готовы к сопереживанию, а рифмованная форма только осложняет восприятие текста.

Во-вторых, список поэтов, чье творчество изучается в школьном курсе, ограничен программными рамками. Как бы мы, взрослые, знатоки поэзии, не восторгались образностью, живописностью классиков давно ушедших веков, стоит признать, что современным школьникам многие слова непонятны, чувства не близки. Предположим, как могут они ощутить обжигающий восторг от быстрой езды на санях в трескучий мороз, если сами никогда этого не испытывали? Вот почему из года в год на различных конкурсах чтецов мы слышим «Стихи о рыжей дворняге» Эдуарда Асадова, «Лошади в океане» Бориса Слуцкого, «Песнь о собаке» Сергея Есенина и еще ряд подобных.

В-третьих, современные школьники в большинстве своем визуалы. Они мыслят визуальными образами, т.к. с пеленок смотрят мультфильмы, учат буквы по клавиатуре, лучше ориентируются в смартфоне нежели в библиотеке. А в лирическом произведении чаще всего «зашиты» обобщенные образы, которые можно расшифровать только через подтекст.

Для понимания школьниками стихотворных подтекстов нужно использовать современные интерактивные методические приемы, которыми зачастую педагоги не владеют. В октябре-ноябре был открыт очередной сезон дистанционного проекта «Я ищу затерянное время»http://goo.gl/Hd8i0Z, в задачи которого входило не только приобщить школьников к возвышенному через чтение и анализ лирических текстов, но и показать различные приемы работы с поэтическими произведениями на уроке, побудить педагогов организовывать встречи с местными поэтами, посещать городские поэтические вечера.

Площадками для работы стали два ресурса: ТолВики и сайт на платформе Google «Время рифмы» https://sites.google.com/site/vremarifmy/. Для команд конкурсные задания публиковались в ТолВики, а результаты работы участники оформляли на сайте в форме страниц поэтического журнала «Время рифмы». В конкурсном задании «Поэзия та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды» были рассмотрены некоторые приемы анализа лирических произведений с помощью различных сервисов.

Так, например, работая над лексикой стихотворения можно создавать толковый словарь в сервисе Calameo, а опИсывать или, говоря современным языком, визуализировать чувства лирического героя можно с помощью «облака слов» в сервисе Tagxedo. Средства документов Google предоставляют педагогу широкие возможности для работы с текстом. В конкурсе был рассмотрен простой вариант работы над художественными средствами выразительности. Одним из факторов, способствующих формированию умения воспринимать лирику, является воображение. Воображение можно развивать с помощью онлайн сервисов для рисования, коих сейчас в Интернете можно найти в достаточном количестве. Участником было предложено нарисовать настроение от прочтения стихотворения. Отдельным вопросом стоит выразительное прочтение стихотворений.

Педагоги в силу своей занятости, инертности и других факторов (ГИА, ЕГЭ не предусматривают декламирования) не работают с учащимися над выразительным прочтением. Учащиеся самостоятельно не могут справиться с выразительным прочтением по ряду причин:
- не запоминают текст стихотворения,
- неразвито дыхание или не умеют управлять дыханием,
- отсутствие навыков работы над текстом (работа над лексикой, синтаксисом, логическими ударениями),
- психологические факторы (неумение выступать на публике, неумение преодолевать волнение). Поэтому в работе над выразительностью начинать нужно с основ, т.е прослушивать профессиональное актерское прочтение стихотворения. Командам на этом этапе было предложено найти в Интернете такие образцы.  Все работы этого конкурсного этапа можно найти на страницах поэтического журнала «Время рифмы».

В следующем конкурсном задании «Стихи и музыка – не разделяю вас!» участники снимали видеоролики по любимым стихотворениям. Командам было предложено организовать коллективную работу, имитирующую профессиональный съемочный процесс. Учащиеся должны были написать сценарий, создать видеоряд, нарисовав в сервисах рисунки, подобрать музыкальное оформление, выразительно в кадре прочитать стихотворение и смонтировать отснятый материал. Такая форма работы вполне может быть использована на уроках литературы по изучению лирических произведений, так как учащиеся деятельностно, эмоционально воспринимают лирику.

В результате было сделано 13 видеороликов: Конкурс «За что поэтом наречен?» решал несколько задач. Во-первых, встреча с «живым» поэтом всегда памятна и сама по себе может стать отдельным внеклассным уроком. Во-вторых, у учащихся появляется возможность узнать «тайны поэтического мастерства» из первых уст. В-третьих, научиться оформлять мысли и чувства в форме эссе. Был рекомендован ряд городских мероприятий, который должны были посетить команды, но они были вольны в выборе и могли описать другие события.

Участники посетили концерты и поэтические вечера:
• Бенефис Валентина Букреева "Я люблю и значит я живу".
• Творческий вечер Анатолия Сойнова.
• Презентация книги стихов Виталия Сивякова "Душа, распахнутая настежь".
• Программа, посвященная Дню Матери в Народном литературном театре имени А.С. Пушкина.
• Встреча с челябинскими поэтами Михаилом Придворовым, Янисом Грантс.

В результате этих встреч были написаны эссе. Вот некоторые из них:
• «Сердце матери»
• О посещении бенефиса Валентина Бухреева
• О посещении творческого вечера Виталия Сойнова

Наряду с ученическими командами соревновались и руководители, учителя литературы. Им было предложено провести «Неолитературный поэтический вечер». Но, к сожалению, это мероприятие не нашло широкой поддержки в педагогической среде. Тем не менее заместитель директора, учитель русского языка и литературы С.А. Копылова провела вечер-встречу с поэтом И.Г. Кременицким.

Каковы результаты проекта? В ТолВики размещены все методические материалы, которые педагоги могут использовать на уроках по изучению лирики:
• Как можно работать с текстом?
• Как создать видеоролик к стихотворению?
• Как написать эссе?

Школьники, принимавшие участие в проекте, получили памятный жизненный опыт. Вот высказывания некоторых ребят в итоговой рефлексии:
«Мы не только освоили сами сервисы, но и научили ими пользоваться своих одноклассников».
«Получил столько полезного, что, наверное, год буду переваривать».
«Я узнала множество красивых стихов».
«Я узнала, что поэзия - это очень интересно и увлекательно».
«Научился более выразительно читать стихи».
«Много чему научился, что пригодится на уроках и в жизни».
«Плюсы огромные! Я узнала много нового о литературе и научилась работать в команде».


Организаторы проекта не принимают на себя никакой ответственности, не дает никаких обязательств и не предоставляет никаких прямых и косвенных гарантий в отношении содержания настоящего сайта, в том числе гарантий пригодности для определенной цели, ликвидности, правильности, уместности, а также отсутствия нарушения патентных прав, авторских прав и иных прав интеллектуальной собственности. Любые третьи стороны могут использовать содержание настоящего сайта на свой страх и риск. Весь текст Правил и условий участия вы можете прочитать здесь.
© PH International